Собрал для вас по музеям древнейшие кинжалы, найденные в России. Включая самый странный, родом будто бы из самого центра зарождения Цивилизации.
Сосново-мазинский клад
Весной 1901 года крестьянин села Сосновая Маза Саратовской губернии Тимофей Токарев во время пашни своего поля вывернул из земли «оружие старого образца». В составе клада, общий вес которого составил 21 кг (!) были: 58 широких однолезвийных орудий (серпы или косари для расчистки пахотных участков), 4 топора-кельта и 5 необычных бронзовых кинжалов — с листовидными клинками и ажурными рукоятями.

Экспонат Государственного исторического музея, Москва


Грамотных раскопок на месте находки проведено не было. И хотя клад в результате попал в Государственный исторический музей, так и осталось неясным, что это было — склад мастера-оружейника или сокровищница вождя неведомого народа.
Зато выяснились две любопытные детали: 1. По составу металла и другим признакам находку можно отнести ко II тысячелетию до н.э.; 2. Точно такие же кинжалы в то время производили в области Луристан на западе нынешнего Ирана (в фотогалерее выше я поместил один такой для сравнения). Тогда это была территория древнего государства Элам, соперничавшего с шумерскими городами и неоднократно упомянутого в Библии.

Более того, исследователи из Британского музея указывают на поразительное сходство этих клинков с кинжалами III тыс. до н.э., обнаруженными при раскопках в городе-государстве Ур в Месопотамии. Ур, между прочим — родина Авраама, праотца еврейского народа и всех аврамических религий (иудаизма, христианства и ислама) разом. Но, повторюсь, как именно прежние обитатели Саратовской губернии были связаны с этими библейскими местами — остаётся неясным.
Карасукская загадка



Оседлые племена скотоводов и земледельцев, обитавшие в Минусинской котловине (южная Сибирь), в последней трети II тысячелетия до н.э. вдруг резко поменяли образ жизни, перейдя на полукочевое скотоводство: теперь весной они засевали поля и перебирались со скотом на летние пастбища, а осенью возвращались обратно для сбора урожая и на зимовку.
В местных некрополях, наряду с монголоидами, в тот момент появляются захоронения людей европеоидного физического типа. И — кинжалы, похожие на те, что были в сосново-мазинском кладе.

Горный Алтай, Усть-Пристанский район. Экспонат Эрмитажа
Исследователи выдвигают гипотезу, что инициаторами создания новой культурно-исторической общности (названной «карасукской», по раскопкам на реке Карасук в Хакасии) были пришельцы из далеких земель — памиро-ферганцы, или уроженцы Ближнего Востока (помните город Ур в Месопотамии, фигурировавший выше?).
Что было дальше? Генетические исследования показывают, что карасукцы стали предками тех, которую античные авторы назвали «киммерийцами» — эти кочевые племена пришли из Великой степи в Закавказье во второй половине 8 века до н. э. и в 7 веке до н. э. завоевали некоторые районы Малой Азии.
Кобанские народные промыслы
«Кавказский кинжал» — этому бренду, между прочим, три тысячи лет. Кобанская культура, господствовавшая по обе стороны Главного Кавказского хребта в 13-4 вв до н.э., была культурой великих металлургов. Кобанцы разрабатывали высокогорные рудники, применяли многокомпонентные сплавы, подняли на высокий уровень художественную металлообработку.

Экспонат Государственного исторического музея
Взгляните на этот бронзовый кинжал 7 века до нашей эры, найденный в знаменитом Кобанском могильнике у одноимённого села в Пригородном районе Северной Осетии. Навершие его рукояти венчают две идентичных головы хищников (вероятно, горных красных волков), каждый из которых держит в пасти двухголового барана.
Даже слишком затейливо для оружия ближнего боя. По всей видимости, кинжал носил сакральные функции, возможно, с его помощью животных приносили в жертву богам.

Но постойте — мы где-то уже видели подобный листовидный клинок. «Кобанцы перенимали от кочевых народов многие образцы вооружения, которые местные мастера совершенствовали и налаживали их массовое производство как для себя, так и на экспорт», — пишут исследователи.
В частности, известно о о широких связях носителей кобанской культуры с... да, правильно, теми самыми киммерийцами, которые переняли у карасукцев кинжалы с широкими лезвиями, которые в свою очередь подозрительно похожи на шумерские, каким-то неведомым образом оказавшиеся в окрестностях Саратова.
Глобализация и обмен технологиями, неожиданно — изобретение вовсе не нашего века.
Свежие комментарии